Летопись «Ростка»: велосипедный туризм

Второе место по доступности, после пеших походов, по праву занимает велосипедный туризм. Ведь почти у каждого сейчас есть «велик». И навык езды, приобретённый в раннем детстве, не пропадает никогда. Поэтому совершенно естественно, что ещё одну страницу нашей туристической летописи составляют велопоходы.
Но в 90-е годы и в начале 2000-х, в постперестроечное время, большинство семей оказались на грани бедности. Буквально, выживали… Велосипеды стали предметом роскоши и многим были не по карману. Так что, мысли о велосипедных путешествиях начали реализовываться только в 2010 году. На первом построении перед выездом на маршрут Евгений Геннадиевич Зязев сказал: «Запомните этот исторический момент – первый велопоход в Таяндинской школе». Кто-то из строя откликнулся: «Будем надеяться, не последний!»
В группе из 30 человек оказалось почти поровну взрослых и детей. Вот они на фотографии, первые «велотуристы»: семейные коллективы и старшеклассники – весёлые и немного напряжённые. Потому что пока непонятно, насколько трудным окажется маршрут, выдержат ли велосипеды (так и просится в строку избитый перифраз «железные кони»), каково будет самим путешественникам…
Ясное солнечное июньское утро. Цепочка велосипедистов бодро выезжает на просёлочную дорогу. Позади медленно движется УАЗик, гружёный рюкзаками, палатками и другим необходимым снаряжением. План такой: к обеду доехать до реки Сухарыш, накупаться вволю, переночевать на поляне, где проводится ежегодный палаточный лагерь «Казачок», и на следующий день вернуться обратно. До реки-то доехали, но только к вечеру. Бодрым и полным сил оставался лишь водитель машины. Остальные чувствовали себя как неопытные кавалеристы после долгой скачки верхом. Хотя остановок было достаточно, и не всегда запланированных.
Главной проблемой оказались велосипеды. Как выяснилось, катание около своих домов и движение по пересечённой местности – «две большие разницы!» Для многих стало неожиданностью, что велосипед – это сложное устройство с большим количеством элементов, так и норовящих сломаться. И мелочи, совсем незаметные, если просто прокатиться по улице, становятся на туристическом маршруте большими проблемами. Слабые цепи, непротянутые гайки креплений, старые растрескавшиеся шины, несмазанные узлы обязательно заявят о себе. Надо было велосипеды готовить к походу заранее. Но некоторые участники поехали на «убитом» рабочем велике. Или достали старый велосипед, на несколько лет забытый в каком-нибудь тёмном углу. Или просто взяли велик напрокат у соседа. Кто ехал на «Олимпике», кто – на «Урале»… Как следствие, постоянные остановки для ремонта, и движение группы со средней скоростью 5 км в час, как у пешехода.
Сильно различались не только физические и технические возможности велосипедистов, но и волевые качества участников похода. Кое-кто уже через час стал проситься в УАЗик. А кто-то и хотел бы ехать сам, да велосипед «отказался», пришлось сломанную технику вместе с хозяином в салон УАЗика грузить. В общем, сидя вечером у костра, делились впечатлениями дня и делали выводы. Главный вердикт, вынесенный в тот вечер, звучал так: «Велопоходам в деятельности «Ростка» быть!» Это здорово, это полезно, это красиво, это важно для оздоровления, отдыха и воспитания. Но готовиться к велопоходу нужно так же тщательно, как и к любому другому виду туристического путешествия. Разгильдяйство одного человека может нарушить планы всей группы.
С тех пор велопоходы прочно вошли в программу летней деятельности «Ростка». Отправлялись всегда от Таяндинской школы, куда подъезжали ростковцы из Еткульского и Еманжелинского районов. Каждый год маршруты старались прокладывать по новым местам. Трудно не повторяться, если за 2-3 дня проезжаешь всего 100 – 120 километров и финишируешь на месте старта. Т.е. диаметр круга, в пределах которого надо проложить интересный маршрут, всего 50-60 км. Но даже в этих границах можно найти чудесные места для купания, интересные природные объекты, живописные уголки, замечательные виды. Сухарыш, Коелга, Увелька, Селюзяк, Ямки, Долговка, Казбаево, Михири, Депутатский… Названия этих рек и населённых пунктов хорошо известны участникам наших велопоходов.
В таких путешествиях ребята приобретают полезные для жизни навыки. Время, проведённое в походе, будто бы уплотняется: за короткий промежуток формируются прочные дружеские связи, из отдельных впечатлений создаются ниточки, привязывающие человека к своей малой родине. Дни похода наполнены событиями и приключениями. Хотя, если спросишь участников, что запомнилось ярче всего, то ответы будут обыденными. Вспоминается грязь развезённой дождём дороги, налипающая на колёса. Дорога в гору, когда не знаешь, ехать лучше или идти, толкая вверх велосипед. Ветер, который почему-то всегда дует в лицо и никогда не бывает попутным… Вообще, погода гораздо сильнее влияет на участников велопохода, чем на пеших туристов. Пешеходникам проще топать по вязкой глине, уберечь себя от холода, жары или дождя. Велосипед ускоряет движение, но создаёт дополнительные трудности. Однажды, например велосипед одного из участников не преодолел даже дороги от Таяндов до Депутатского – развалился.
В истории «Ростка» пока 10 велопоходов. Надеемся, что проблемы високосного 2020-го года нас не остановят, и ростковцы, желающие крутить педали, смогут опять наматывать на колёса километры дорог. В этой и нескольких предыдущих историях мы рассказали о туристической и поисковой деятельности ЦПВ «Росток». Год нашего тридцатилетия продолжается. И нам ещё есть что вспоминать и куда двигаться!

Елена Зязева, фото из архива ЦПВ «Росток»

img_20170520_100318 img_20170520_115826 img_20170520_165914 img_20170520_174209 img_20170521_115817 img_20170827_102658 img_20170827_104235 img_20180630_171800 img_20180701_121625 dav img_20190702_120329 sam_5593 sam_7014 sam_7034dsc04152